О вокальных циклах

Вокальный цикл на стихи японских средневековых поэтов "Акварели" был написан в 1957 году. Это был первый итог, чрезвычайно важный для всей остальной жизни Микаэла Таривердиева. Произошло то, о чем говорил своим ученикам Арам Ильич Хачатурян: выписалось вторичное и талант оказался на кончике карандаша. Этот крохотный  вокальный цикл  стал точкой опоры, на которой выстроилось все дальнейшее его творчество. Пять вокальных миниатюр длительностью около восьми минут вобрал в себя не только весь дальнейший творческий путь, но и всю жизнь, вплодь до биографических подробностей. "Как странник я одет, готов к пути", "Пути в столицу, как вы далеки", "Перед казнью", "В тумане утреннем", "Сон" - названия частей этого цикла.  С него  начинается Микаэл Таривердиев. Нежный пронзительный мальчик Балик, как  называла его мать,  трогательный юноша, которого в юности все называли Гарик, исчезают, становятся воспоминанием о прошлой жизни, или, сплавляясь с новым житейским и духовным опытом, превращаются в феномен, имя которому - Микаэл Таривердиев.

В то время он активнее всего ищет себя в области вокальной музыки. Начиная с цикла "Акварели" его отношение к поэзии становится совершенно определенным. Это только высококлассные стихи, которые сами по себе содержат музыку, отпечаток сильнейшей эмоции автора, к которому он обращается.  Простые стихи, с квадратным, примитивным или даже простым ритмом ему неинтересны. Ему нужна сложная ритмика, сложная оркестровка стиха, драматургия сочетания разных смыслов. В поэзии ему нужны драма, конфликт. Именно поэтому  все свои вокальные сочинения он организует в циклы.

Японская танка - верх поэтической изысканности. Простая и вместе с тем сложная стихотворная форма  образуется чередованием пяти и семисложных стихов, с блуждающей рифмой, с особым музыкальным звучанием . Сдержанность, скупость на внешние проявления диктует романтическому, неистовому в своих собственных эмоциях автору иной способ их выражения. Все - на нюансах. Все- внутри.

В разное время он будет обращаться к разной поэзии. Но именно с "Акварелей" рождается новая музыкально-поэтическая материя, музыкальная поэзия, где музыкальную ткань, музыкальное прочтение уже невозможно отделить от самого стихотворения. И в то же время это прочтение очень личностное. Композитор переносит на себя эмоции стихотворения. Это возможно только тогда, когда в стихах есть приметы тобой пережитого, детали твоей жизни, твоих чувствований. Цикл на стихи японцев удивительно автобиографичен. Микаэл Таривердиев просто присваивает эти стихи. Он  делает их своей собственностью.

Впрочем, так будет происходить теперь всегда.

В этом цикле впервые в полной мере проявились и другие черты его стиля. Сложное стихосложение, к которому он обращается, диктует принципиальный отход от квадратности. При наличии жесткого ритма,  его выразительности, в том числе невероятной важности сочетания звуков и пауз,  метра, как ощущения внутренней размеренности, сочетания музыкальных фраз никогда не бывает квадратным, симметричным. Идет постоянная смена метра. Это дает ощущение живой музыки, живого дыхания при жестко организованной форме. И еще -  камерность, интимность  интонации, лаконизм. В нотах очень мало нот. Ведь что такое в конечном счете композитор? Это человек, который умеет из огромного мира звуков, из огромного набора вариантов сделать выбор. Качество выбора, количество мелькающих в его уме и воображении вариантов и определяют  его стиль, класс. В этом цикле он делает свой выбор. И это его, только его выбор.

Если говорить о выборе средств, то два главных пласта, из которых складывается его звучащий мир - объединение современных  и классических звучаний. Не венской классики как таковой, хотя и она проявляется в виде аллюзий. А классики в  широком смысле, в том числе  баховской, добаховской. Многие музыканты на протяжении всего ХХ века ощущали необходимость переосмысления, трансформации, а может быть и возврата к классическим канонам. В разной степени, в разном претворении. Особенности использования Микаэлом Таривердиевым классических  приемов  особенное, отличное и от неоклассицизма Прокофьева,Стравинского, и от того, что делал Шнитке, широко использовавший  и тематизм , и приемы барочной, классической, романтической музыки. Скажем для Шнитке форма Кончерто-гроссо, его тематизм - это способ сопоставить, столкнуть два музыкальных мира. Микаэл Таривердиев присваивает тот прежний мир музыки, как он присваивает стихи, на которые он пишет. Он чувствует этими категориями, он разговаривает на этом языке как на своем, а не как на иностранном. При этом его интонация всегда остается узнаваемой, независимо от глубины погружения в тот или иной материал.

Самое поразительное в "Акварелях", помимо определения всей будущей эстетики, в каком бы жанре она ни находила преломление , это абсолютное выявление авторского начала. Кто бы ни был герой этого цикла, последующий произведений, его уже НИКОГДА невозможно отделить от автора. Не толькло в силу ярко заявленной эстетической позиции, слияния с выбранным материалом. Здесь впервые поразительным образом проявилась способность Микаэла Таривердиева к визионерству, ощущению своей жизни, судьбы как чего-то завершенного уже в самом ее начале. Это особое, мистическое видение себя, жизни наперед. Ощущение прошлого, настоящего, будущего как понятий весьма относительных. Когда нет начала и нет конца, нет будущего и прошлого. Есть настоящее. Единосущное. Ощущение себя как целого, с предвидением  предназначения и завершенности в каждый момент.

Это было рождением классики. Не как понятия качества, ранга относительно других, а как сущностного качества, как суммы признаков завершенности.

Нет, конечно, он потом развивался, менялся, менялись интересы, увлечения. Все вокальные циклы, которые прозвучат в концерте написаны за несколько лет. 1958 - вокальный цикл на стихи Владимира Маяковского, 1962 - Вокальный цикл на стихи Леонида Мартынова (цикл посвящен его первой исполнительнице Заре Долухановой), 1963 - Вокальный цикл на стихи Беллы Ахмадулиной ( это первое воплощение ее стихов в музыке ) , 1966 - Вокальный цикл "Скирли" на стихи Владимира Малишевского. В каждом - новые приемы, в том числе трактовок поэзии, ее все более разнообразного интерпретирования в музыке, это и новые  чувствования, ощущения, но это всегда - состояние души.

Много было споров, что такое современность в музыке. Количество и современность технологий  - эта точка зрения академической среды.( Ведь музыкальные технологии так легко поддаются анализу! )Современность Микаэла Таривердиева - это и технологии тоже.  Но его современность особенная - это прежде всего присутствие современного мира, современных людей, пусть странных,даже как правило странных, как, например, эксцентричная героиня романса "Пятнадцать мальчиков" - такую можно встретить, наверное, лишь в поэзии Беллы Ахмадулиной. Но она могла появиться только во второй половине ХХ века. Также как и "критики, которые критиковали мыльные пузыри"  из "Скирли" и многие, многие другие.

С поэзией он работал много лет, хорошо ее зная, чувствуя ее, возможно, как никто другой из его современников. Но в какой-то момент, написав  свой последний вокальный цикл "Пять песен на стихи Марины Цветаевой", он завершил свое общение с поэзией в музыке романсом "Двадцатый век". Это было в 1985 году. Начался период увлечения органом, продолжалась любовь к опере, рождались  инструментальные концерты. Последним сочинением с обозначенным опусом (музыка к кинофильмам и театральным постановкам, конечно же, опусов не имеет) стало Фортепианное трио для классического состава - скрипка, виолончель фортепиано.  Оно появилось в 1994 году, вскоре после написания Концерта для альта и струнных в романтическом стиле. Партитуру концерта Микаэл Леонович писал в Ялте, в доме творчества "Актер", где мы прожили чуть больше месяца и где мы были беззаботно счастливы.  Работа над партитурой всегда доставляла ему  какое-то почти наркотическое удовольствие. Потом, несколько лет спустя, когда я услышала его, я поняла его состояние души. Нет, не тогда, в Ялте. А в Концерте для альта. Состояние души героя.  Это состояние души, которая расстается с телом. Прощание и вечный приют. Помните, у Булгакова, начало 32 главы "Мастера и Маргариты"? "Боги, боги мои! Как грустна вечерняя земля! Как таинственны туманы над болотами. Кто блуждал в этих туманах, кто много страдал перед смертью, кто летел над этой землей, неся на себе непосильный груз, тот это знает. Это знает уставший. И он без сожаления покидает туманы земли, ее болотца и реки, он отдается с легким сердцем в руки смерти, зная, что только она одна успокоит его."

А потом автор разделит судьбу своего героя. Завершение свершилось. "Как странник я, одет, готов к пути",  "Пути в столицу, как вы далеки", "Перед казнью" , "В тумане утреннем", "Сон".

Фортепианное трио появилось вскоре. Сегодня вы услышите его первое исполнение. Не хочу забегать с комментариями вперед. Просто будем слушать музыку вместе. Может быть замкнулся круг. И нет начала, нет конца. И вновь "как странник я одет, готов к пути"?..  

Вера Таривердиева

< к списку публикаций