"Ирония судьбы, или с легким паром"

Вы можете купить MP3-файлы с музыкой Микаэла Таривердиева на нашем сайте. Купить компакт-диски вы можете на сайте Songplanet.

полная версия музыки к знаменитому фильму

1. Увертюра (инстр.) 2:43
2. Со мною вот что происходит 2:26
3. Надежда (инстр.) 4:24
4. Ожидание праздника (инстр.) 1:14
5. Никого не будет в доме 2:17
6. Снег над Ленинградом (инстр.) 2:45
7. По улице моей который год 2:48
8. На Третьей улице строителей (инстр.) 1:53
9. На Тихорецкую состав отправится 1:28
10. С Новым годом (инстр.) 2:48
11. Мне нравится, что вы больны не мной 1:35
12. Ария московского гостя 1:52
13. Последний вальс (инстр.) 1:45
14. Хочу у зеркала, где муть и сон туманящий 1:35
15. Я спросил у ясеня, где моя любимая 3:35
16. С любимыми не расставайтесь 2:39
17. Мелодия (инстр.) 3:16

Музыка Микаэла Таривердиева.

Фонограммы из личного архива Микаэла Таривердиева

Романсы на стихи Евгения Евтушенко (2), Бориса Пастернака (5), Марины Цветаевой (11, 14), Беллы Ахмадулиной (7), Владимира Киршона (15), Михаила Львовского (9), Александра Аронова (12) и исполняют Алла Пугачева и Сергей Никитин.

Стихотворение Александра Кочеткова "С любимыми не расставайтесь" читает Валентина Талызина и Андрей Мягков.

Государственный симфонический оркестр кинематографии СССР под управлением Георгия Гараняна.

Соло-рояль, соло-клавесин Микаэл Таривердиев.

Звукорежиссер Ю.Рабинович.


Когда я получил сценарий "Иронии судьбы" и прочел его, я очень удивился. Я читал разные сценарии, самые разные. Сценарии ведь, как правило, как-то классифицируются. Это может быть психологическая драма, комедия, детектив, историческая картина... Здесь же жанр ни под какое определение не подходил. В этом была его прелесть. Жанр как бы менялся по ходу развития событий.

Начало. Женщина настойчиво и непреклонно пытается женить на себя мягкого и интеллигентного героя: вроде бы сатирическая комедия. Потом герой попадает в баню: это уже буффонада. Дальше героя ошибочно отправляют в Ленинград - это уже комедия положений. Дальше у героя и героини возникают взаимные чувства - это уже лирическая комедия. Потом герой возвращается в Москву в самолете и звучат стихи "С любимыми не расставайтесь" - это уже кинопоэтика. Наконец, герой прилетает в Москву, и героиня появляется у него в квартире с веником, который он забыл в Ленинграде. Опять буффонада.

Что же делать композитору? Самое простое - там, где буффонада - писать буффонную музыку, цирковую, там где лирика - лирическую и так далее. Но это будет каша. И я стал думать. Думал, думал и придумал. О чем картина? Какова его концепция? Для меня этот фильм - рождественская сказка. Сказка о том, что все мы, независимо от возраста, ждем, когда с неба (безо всяких на то усилий) свалится на голову принц или принцесса. Прекрасные, очаровательные, любящие, которые нас поймут, как никто до этого не понимал. Это сказка. О ней мечтают все и думают с теплом и доброй иронией.

Фильм о сказке. Какой должна быть музыка? И вот вместе с Эльдаром Рязановым мы выстраиваем восемь романсов на замечательные стихи лучших поэтов. Ведь они по смыслу выстраиваются так: о любви, о счастье, о ревности, о доброте, о желании быть понятым. А картина развиваетмся сама по себе. Музыка звучит сначала резким контрапунктом с тем, что происходит на экране. Даже вступает в противоречие. На фоне преследования жесткой дамой скромного интеллигентного врача звучит "Никого не будет в доме" на нежные стихи Бориса Пастернака. Но дальше ножницы между звуковым рядом и изображением сближаются Наивысшей точки единства они достигают в эпизодах "Хочу у зеркала, где муть" и "Мне нравится, что вы больны не мной". Так постепенно мы сближаем эти противоположные токи. Вот такая в музыке получается драматургия - иная, чем в сценарии.

Микаэл Таривердиев

< вернуться к списку