"Чернобыль. Зона. Quo vadis?"

Вы можете купить MP3-файлы с музыкой Микаэла Таривердиева на нашем сайте. Купить компакт-диски вы можете на сайте Songplanet.

Представляют:
Жан-Пьер Стайверс
Екатерина Мельникова

CИМФОНИЯ ДЛЯ ОРГАНА «ЧЕРНОБЫЛЬ»
1.  Зона (Екатерина Мельникова)           16.19 
2. Камо грядеши? Quo vadis? (Жан-Пьер Стайверс) 19.10

Две прелюдии из цикла «Десять хоральных прелюдий»   
3.  Пастораль  (Екатерина Мельникова) 3.33 
4.   Хорал  (Жан-Пьер Стайверс)              4.17

Первый концерт для органа «Кассандра» 
5. Интрада                                                 6.19 
6. Ария                                                       4.50 
7. Инвенция                                               2.02 
8.  Финал                                                    5.07


Исполнители:
Екатерина Мельникова – концертирующий органист. Закончила Московскую консерваторию, затем – аспирантуру Королевской академии музыки в Лондоне. Выступает с концертами в России и за рубежом Сольные концерты Е.Мельниковой проходили в залах Московской консерватории, Большом зале Петербургской филармонии, Вестминстерском Аббатстве, Соборе Св. Павла в Лондоне, Соборе Трините в Париже и многих других городах.

Жан-Пьер Стайверс – окончил консерваторию в Маастрихте и Консерваторию имени Свелинка в Амстердаме. Ведет активную концертную практику в Нидерландах и других странах Европы. Как органист работает в нескольких церковных приходах, выступает с Лимбургским симфоническим оркестром. Победитель нескольких международных конкурсов, среди которых – Восьмой международный органный фестиваль в Дублине (вторая премия), Второй международный конкурс имени И.С.Баха в Люцерне (первая премия). На Первом международном конкурсе органистов имени Микаэла Таривердиева завоевал первую премию и Специальную премию Московской филармонии – сольный концерт в Зале имени Чайковского, который с успехом прошел в марте 2000 года. 


«И увидел я новое небо и новую землю; ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет» (Откровение Иоанна Богослова, гл.21, 1)

В 1986 году Микаэл Таривердиев был в Киеве и Чернобыле. Он выступал перед теми, кто работал на тогда еще не прикрытой до конца саркофагом Чернобыльской АЭС. Он не собирался ничего писать по этому поводу. Но Чернобыль стал той трагедией, которую он видел и не смог пережить. Поэтому через полгода после этой поездки  Симфония для органа «Чернобыль» появилась сама собой, как будто была услышана и записана композитором.

Чернобыльская катастрофа стала знаковой не только для тех, кто попал в зону радиации. Она стала знаковой катастрофой ХХ века. Это почувствовал Микаэл Таривердиев  и передал в своей симфонии. Не случайно две части симфонии названы «Зона» и «QUO VADIS?» - «Куда идем?».

Симфония поднимает вопросы, которые стояли перед человеком и человечеством всегда и с особой остротой встали в ХХ веке с его нечеловеческими технологиями, созданными самим человеком. В музыке темы эти подняты над деталями будней и приобрели философское, космическое звучание. В музыке передан и ужас произошедшего, и конкретные впечатления от увиденного в те дни в Чернобыле, и скорбь по погибшим и погибающим людям, здесь присутствует и смерть,  и воссоединение  души с космосом.

«И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло»  (Откровение Иоанна Богослова, гл.21, 4)

В ноябре 2000 года мы  приступили к началу осуществления проекта «Чернобыль. Зона. Quo vadis?», а именно – к записи симфонии для органа Микаэла Таривердиева «Чернобыль». Мы долго думали, какой орган выбрать для осуществления этого замысла и приняли решение  записывать Симфонию в Соборе Св.Баво в Хаарлеме (Нидерланды). Для этого есть несколько причин: всемирно известный инструмент,  замечательная акустика Собора и возможность сделать адекватную музыке запись.

В наших планах –  съемки фильма на музыку Симфонии для органа Микаэла Таривердиева «Чернобыль».  Надеемся, что запись, осуществленная лауреатами Первого международного конкурса органистов имени Микаэла Таривердиева станет поистине международным и привлечет к себе внимание.

На компакт-диске также представлены и другие произведения Микаэла Таривердиева – Первый концерт для органа «Кассандра», две прелюдии из цикла «Хоральные прелюдии. Подражание старым мастерам». Так же как и Симфония для органа «Чернобыль» эти произведения являются обязательной частью программы   Международного конкурса органистов имени Микаэла Таривердиева, который раз в два года проходит в Калининграде.

Вера Таривердиева


Симфония для органа "Чернобыль"

1. Зона (исп. Е.Мельникова) 16.19
2. Quo vadis? (исп. Ж.-П.Стайверс) 19.10

Две прелюдии из цикла "Десять хоральных прелюдий"

3. Пастораль (исп. Е.Мельникова) 3.33
4. Хорал (исп. Ж.-П.Стайверс) 4.17

Первый концерт для органа "Кассандра"

5. Интрада (исп. Ж.-П.Стайверс) 6.19
6. Ария 4.50
7. Инвенция (исп. Е.Мельникова) 2.02
8. Финал 5.07

Запись произведена в Соборе Святого Баво в Харлеме (Нидерланды).

Исполнители - лауреаты Международного конкурса органистов имени Микаэла Таривердиева солистка Московской филармонии Екатерина Мельникова и Главный органист Кафедрального Собора в Роормунде (Нидерланды) Жан-Пьер Стайверс в 2000 году.

http://www.cassicalmusic.ru/
http://www.jpsteijvers.nl/

 

ЧЕРНОБЫЛЬ. ЗОНА. QUO VADIS?

"...И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет…"
Откровение Иоанна Богослова, гл. 21.1

В 1986 году Микаэл Таривердиев был в Киеве и Чернобыле. Он выступал перед теми, кто работал на тогда еще не прикрытой до конца саркофагом Чернобыльской АЭС. Он не собирался ничего писать по этому поводу. Но Чернобыль стал той трагедией, которую он видел и не смог пережить. Поэтому через полгода после этой поездки Симфония для органа "Чернобыль" появилась сама собой, как будто была услышана и записана композитором.

Вот что он писал через некоторое время после поездки:

"Мы едем в сторону станции. Стоит ранняя осень. Деревья покрыты золотом и багрянцем. Чисто выбеленные хаты, огромные неубранные тыквы в огородах возле аккуратных деревенских домиков. Где-то раскрыты окна, как будто в этих домах кто-то живет. Детские игрушки в палисадниках. И тишина. Какая-то ненормальная тишина. Я не могу сначала понять, почему она такая. Потом понимаю: птицы молчат. Их просто нет. Совершенно пустое, огромное небо. Обочины, покрытые пластиком. Надписи: "Внимание: радиоактивность!" Навстречу нам мчатся бронетранспортеры с людьми в защитных масках. Все это напоминает поразительное предвидение Андрея Тарковского в фильме "Сталкер". Но это был уже не фильм. Это была жизнь.

Небо темнеет. На фоне сгущающихся сумерек проступает силуэт разрушенного реактора, почти скрытый возведенными стенами саркофага. Странно, но ощущения опасности нет. И только на обратном пути от станции появляется нечто странное, говорящее о том, что опасность все-таки есть. Просто ее не видишь. Она растворилась в теплом вечернем воздухе. Нас, как и всех, останавливают, проверяют степень зараженности. Датчики зашкаливают и звенят...

Впечатление, которое я вынес из этой поездки, было оглушительным. Поначалу я даже не предполагал, что оно окажется таким сильным. Как будто я сам стал частью этой Зоны. Как будто подвергся какому-то облучению. В моей жизни появилась новая точка отсчета. Не знаю почему, но то, что произошло в Чернобыле, связалось во мне с тем, что произошло с американским космическим кораблем "Челленджер". Может быть, потому, что мы впервые смотрели эти кадры из Америки в прямом эфире. В моей жизни появилось ощущение, что время конца света наступило. Апокалипсис сегодня. Вы ждете огненный дождь, который прольется на землю? Вот он. Он уже идет.

Я не собирался ничего писать о Чернобыле. Весной 1987 года Симфония для органа появилась во мне сама. Она пришла сразу, целиком. У меня было такое ощущение, как будто я всего лишь приемник, который уловил эхо какой-то волны.

В симфонии две части. Первая - "Зона". Тягучая квинта, образ Зоны, появляется в самом начале и незримо, как радиация, проходит через всю Симфонию. Это мои впечатления., в нотах довольно много конкретного.

Вторую часть я назвал "Quo vadis?" Это реквием, это дань памяти тем людям, кто закрыл нас собой от беды. Но поможет ли это нам? Вынесем ли мы из этого какие-то уроки?"

Чернобыльская катастрофа стала знаковой не только для тех, кто попал в зону радиации. Она стала знаковой катастрофой ХХ века. Это почувствовал Микаэл Таривердиев и передал всвоей симфонии. Не случайно две части симфонии названы "Зона" и "Quo vadis?" (Камо грядеши, Куда идешь?)

Симфония поднимает вопросы, которые стояли перед человечеством всегда и с особой остротой стали в ХХ веке с его нечеловеческими технологиями, созданными им самим. В музыке эти темы подняты над деталями будней и приобрели философское, космическое звучание. Здесь передан и ужас произошедшего, и конкретные впечатления от увиденного в те дни в Чернобыле, и скорбь по погибшим и погибающим людям. Здесь присутствует и смерть, и воссоединение души с космосом.

"... И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже, ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло…"
Откровение Иоанна Богослова, гл. 21.4

< вернуться к списку